Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Теоретическая часть.

Какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель заданного объекта. Очень часто задачи связаны с потребностями человека.

Рассмотрим следующую задачу:

Задача 1:

У маленького Васи есть небольшой бассейн во дворе. Иногда Вася ходит к речке и приносит воду в бассейн в небольшой цистерне цилиндрической формы. Известны ширина ШБ, высота ВБ, ДБ бассейна и объем цистерны Об Ц. Сколько раз Васе нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину?

Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна.

Постановка задачи: выяснение условий

Какую форму может иметь бассейн?

А какой формы он в нашей задаче?– В форме куба или параллелепипеда, потому, что даны его параметры: ширина, высота, длина. А что еще нам известно?

– объем цистерны.

Давайте попробуем решить задачу: узнаем сколько раз (N) Васе нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину.

Что для этого нужно знать?

– сколько цистерн воды помещается в бассейн.

А как это узнать?

– определить объем бассейна (Об Б)

– сравнить половину объема бассейна и объем цистерны (Об Б / Об Ц / 2).

Практическая часть

Создайте шаблон для решения задачи:

Назвать лист номером задачи "Задача 1" (редактирование названия – двойной щелчок мыши на "Лист 1").

Оформить на листе решения разделы "Дано", "Найти", "Математическая модель", "Решение", "Ответ" (по образцу):

В ячейках А1и А7 напечатать слова "Дано" и "Найти".

Объединить ячейки А10, В10 и С10, ввести текст: "Математическая модель"

Объединить ячейки Е1 и F1, напечатать слово "Решение".

В ячейку Е7 – "Ответ".

 Заполнить таблицу начальными данными.

В ячейки В1:В4 ввести текст: ШБ=; ДБ=; ВБ=; Об Ц=.

В ячейки С1:С4; ввести соответствующие значения параметров: 4,3; 5,8; 2; 4,5.

Для наглядности, если есть возможность, можно построить графическую модель (рисунок задаче) в Painte и скопировать ее в электронную таблицу или нарисовать бассейн непосредственно в Excel.

Далее заполнить раздел таблицы "Математическая модель".

Объединить ячейки А11В11 и С11, ввести формулы (тип данных – текст) в раздел (пробел перед знаком "="). "Объем бассейна =С1*С2*С3"

Объединить ячейки А13В13 и С13 и ввести текст "N = ОКРУГЛВВЕРХ(G4 / C4 / 2)". (для получения целого числа используем функцию округления ОКРУГЛВВЕРХ)

В разделе "Решение" создать сетку вычислений:

– Обозначить искомые и промежуточные величины.

– Объединить ячейки Е4 и F4, ввести текст: "Объем бассейна =". В ячейку Е5 – "N ="(тип данных – текст).

В ячейки G4 и G5; ввести соответствующие формулы (тип данных – формулы): =С1*С2*С3;

Используем функцию округления дробного числа до целого:

Вставка-функция – математические – ОКРУГЛВВЕРХ – число разрядов выбираем "0".

=ОКРУГЛВВЕРХ(G4 / C4 / 2)

В разделе "Ответ" запишем искомый результат в ячейку G7 (тип данных – текст).

 Проведем небольшое исследование:

Вопрос: Сколько раз Васе нужно будет сходить к речке за водой, если он возьмет цистерну емкостью 5,6 литров; 4 литра; 3,3 литра?

Меняем в ячейке С4 значение на 5,6 и электронные таблицы автоматически производят пересчет.

Создадим таблицу значений Об Ц и будем заносить в нее результаты вычислений N.

Введем в ячейку А20 и В2 текст "Об Ц" и " N". Заполним таблицу данными.

Об Ц

N

3,3

8

4

7

4,5

6

5,6

5

Для графического представления результатов выделить диапазон А21: В24, построить график функции, отредактировать его.

 Анализ полученных результатов.

Задача 2. Пешеход начал движение из начала координат со скоростью V=0,6 м/с. Найдите, какой путь S прошел пешеход за одну минуту после начала движения, если он двигался равномерно.

Постановка задачи: выяснение условий

Что будем моделировать? 

Какие виды движения знаете? 

Какое движение рассматривается в нашей задаче?

Вспомним формулу расчета скорости: V=s/t– отсюда s=V*t

Технология моделирования:

  1. Назвать лист номером задачи "Задача 2" (редактирование названия – двойной щелчок мыши на "Лист 2").
  2. Выделить расчетную таблицу на листе "Задача1" и скопировать ее на лист "Задача 2".
  3. Заполнить таблицу новыми начальными данными.
  4. Ввести формулу (тип данных – текст) в раздел "Математическая модель" (пробел перед знаком "=").
  5. Ввести фоpмулу (тип данных – формулы) в раздел "Решение".
  6. В разделе "Ответ" записать искомый результат (тип данных – текст).
  7. Создать таблицу значений t и занести в нее результаты вычислений S. Заполнить таблицу данными.
  8. Для графического представления результатов выделить область аргументов и функций, построить график зависимости пути S от времени при t=40;60;90, отредактировать график.


Последнее изменение: Wednesday, 6 November 2013, 20:47