Авторская песня . Творчество Высоцкого

1.Прочитайте материал об авторской песне:

Авторская песня. В.Высоцкий.

Говоря о творчестве В.С.Высоцкого мы должны определиться , что такое авторская песня.

Как возник жанр «авторской песни»?

Авторская песня родилась в печально известном 1937 году . Возможно, как своеобразная альтернатива так называемый «массовой поэзии»,как противопоставление страшному времени .

Итак, Москва, осень .Два молодых человека- школьник Жора Лепский и студент первокурсник ИФЛИ институт философии, литературы и искусства) Павел Коган – создает песню для самих себя. Возникают четыре строчки, озарившие Когана: «Надоело говорить и спорить,/И смотреть в усталые глаза ./В флибустьерском дальнем синем море / Бригантина поднимает паруса».А затем:

Капитан,обветренный, как скалы ,

Вышел в море, не дождавшись нас ,

На прощанье поднимай бокалы

Золотого крепкого вина .



Пьем за яростных ,за непохожих ,

За презревших грушевой уют

Вьется по ветру «веселый Роджер»,

Люди Флинта песенку поют.



И в беде, и в радости ,и в горе,

Только чуточку прищурь глаза-

В флибустьерском дальнем сине море

Бригантина поднимает паруса.



Вот Георгий Лепский садится к роялю, и через некоторое время на свет появляется песня, которой суждено быть первой.

Когда читаешь стихи и слушаешь немного маршевую мелодию «Бригантина», то невольно попадаешь в романтический мир книг Стивенсона, в мир морских просторов ,которой бороздили каравеллы , бригантины, в мир удивительных людей, «обветренных ,как скалы».И все это удивительная страна мечты ,которая готова распахнуть двери , «только чуточку прищурь глаза»…конечно ,в этой песне ,по мнению критиков, было много   неточностей  , ее даже назвали псевдоромантической .Но «Бригантина» понравилась слушателям, зажила собственной жизнью .

- Как же шло становление и развитие авторской песни?

Первое поколение бардов, тех , чье творчество начиналось в 40-50-е годы и составило золотой фонд жанра – назвали «атлантами». Для нас образ атлантов связан с древнегреческой мифологией: «Атлант -титан, держащий на своих плечах небесный свод.

Кто же они, первое поколение бардов, эти «Атланты»?

Это писатель Булат Окуджава; актёр , поэт Владимир Высоцкий; художник, поэт Михаил Анчаров; драматург, поэт Александр Галич; Журналист, писатель, драматург Юрий Визбор; журналистка, поэтесса Ада Якушева; драматург, поэт Юлий Кимм; два профессиональных барда, связавших свою судьбу с эстрадой – поэт Евгений Клячкин и Юрий Кукин… Объединяет всех то, что они- поэты, соединяющие в себе ещё и композитора, исполнителя, актёра.

Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х.…И всё же самые яркие годы для авторской песни – это 50-е, 60-е годы: они дали больше всего имён и песен, чем во всё последующие. Это понятно: первым и вторым некому было подрожать: они были основоположниками, первопроходцами, закладывали основы. Это было откровением души.

Среди поколений 60-х годов звучных имён будет поменьше. Тогда они загорались, как яркие звёздочки на фоне серого осеннего неба. Многие исчезли с небосклона авторской песни, некоторые светятся до сих пор.

В.Высоцкий прожил короткую, спрессованную временем яркую творческую жизнь. Он был художником неповторимым индивидуальности. В своих песнях, стихах, актёрских работах на сцене и в кино раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о нашем времени.

Одна из самых известных песен Высоцкого, которую можно назвать программной -«Я не люблю» из кинофильма «Вертикаль».  Вы знаете, что долгие годы Высоцкий не печатался, его поэзия воспринималась только на слух. Теперь открывая его собрания сочинений с комментариями, мы поражаемся: оказывается, что над текстом песен он работал очень долго.

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.

Его песни …Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

В. Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том ,что его волновало и тревожило, предостерегал , убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем .

Высоцкий написал за свою не очень длинную жизнь, по разным оценкам , от шестисот до восьмисот песен .В них – вся его судьба. Если пройтись по московским адресам поэта , нас будут сопровождать его песни.

Он родился 25 января 1938 года в Москве , в семье военнослужащего . Отец , Семен Владимирович ,кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс , с боями прошел путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна работала начальником бюро в НИИ химмаше,

В 1955 году Володя закончил 10 класс поступил на механический факультет Московского инженерно- строительного института. Еще учась в школе, он посещал драмкружок в Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа В.И. Боголюбов ,который первый заметил у Володи актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.

В драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни. Увлеченность театром и песнями взяли свое, и уже через полгода он уходит из института и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу – студию МХАТа , с пометкой одного из экземпляра : «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». Педагогами Высоцкого в школе студии были признанные мастера сцены МХАТа В.П. Массальский и А.М. Комиссаров.

Незадолго до окончания школы – студии, -рассказывал Высоцкий, - однажды я услышал Окуджаву, и тогда понял, что такая манера- свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает ее более выразительной и доходчивой.

К тому времени у него был написан ряд спортивных и юмористических стихов . Через подражательства Окуджаве в ранних песнях Высоцкого вырабатывался свой стихотворный стиль, своя образность, свое поэтическое видение окружающего мира . Истоки своего творчества он относил к традициям городского романса – дворовым песням и песням городских окраин.

В 1960 году Высоцкий успешно закончил школу – студию и был зачислен в трупу театра имени А.С. Пушкина, а через три года перешел в Московский театр миниатюр . Его песенный репертуар многообразия и глубоко народен. Большинство своих песен и стихов написал от первого лица, пропуская чужие проблемы через свое сердце , применяя на себе характеры и судьбы других людей . Не случайно и летчики , и геологи , и альпинисты, и ветераны считали его своим собратом . Им написана замечательная «Песня о друге».

Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне…на вопрос, чем привлекает его военная тема , Высоцкий ответил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться и мы своим «творчеством как бы довоевываем. Песня «Сыновья уходят в бой» -одна из песен, относящихся к теме войны. Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал песней:

На братских могилах не

Ставят крестов.

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто – то приносит

Букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению поэтов, военная тема в песнях в стихах Высоцкого является вершиной его творчества.

Однако у Высоцкого есть и другие стихи и песни – острая сатира на современность. Песни «Москва- Одесса», «Мой Гамлет», «Лекция о международном положении» и многие другие – были криком его души, откровенным разговором с миллионами слушателей, в солидарности которых он не сомневался.

Песни и стихи Высоцкого оценил Евгений Евтушенко. Когда в большой эфир вышла песня «Охота на волков», он прислал Владимиру с Севера, где находился у моряков , телеграмму: «Слушали твою песню 20 раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени». Спустя 3 года об этой песне Высоцкий с иронией, и свойственным юмором в стихотворении «Прошла пора выступлений и прелюдий» напишет:

Уже три года в день

По пять звонков.

Меня к себе зовут

Большие люди.

Чтоб я им пел охоту на волков.



Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять, как вчера,-

Обложили меня. Обложили!

Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки-

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков. Идет охота!

На серых хищников – матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря, но не дрогнет рука!

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка…

Охотники остаются с пустыми руками. Из-за этого текста на Таганке запретят спектакль «Берегите ваши лица» .

С апреля 1964 года и до последних дней своей жизни Владимир Высоцкий работал в театре драмы и комедии на Таганке.

Здесь на протяжении 16 лет формировалась его сценическое мастерство, с каждым годом уверенно росло актерское дарование. В 60-ые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у москвичей и в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть в театр на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.

На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с Аллой Демидовой , Валерием Золотухиным , Леонидом Филатовым, Николаем Губенко , Иваном Бортником и другими актерами играли героев , созданных Пушкиным , Шекспиром , Достоевским , Чеховым, Блоком , Есениным , Чернышевским , Вознесенским . В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспирского «Гамлета».

Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет- это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями.- я не играю принца Датского. В Гамлете я стараюсь показать современного человека , может быть , самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня не легким». По мнению театральных критиков. Высоцкий был актером чистейшей «Таганской пробы»…

Несмотря на большую творческую работу в театре, Высоцкий снялся более чем в 25 –ти фильмах. Его киногерой это люди разных судеб, характеров и профессий. Нам запомнился радист Володя из фильма «Вертикаль», бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства». Большой кинематографический успех пинесла ему роль капитана Жеглова в 5-ти – серийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» режиссеры С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова одна из самых сильных кинематографических работ Владимира Высоцкого.

Высоцкий как поэт был исключительно требователен к свои стихам . В его лучших песнях и балладах заключена громадная энергия, которая с первых его аккордах на сцене, подобно невиданным биотокам , переходила к слушателям , вызывало у них ответную реакцию.

Поэты ходят пятками

По лезвию ножа

И режут в кровь

Свои босые души…

Так о своем признании мог сказать только настоящий художник.

25 июля 1980 года во время Московской олимпиады в 4 часа утра остановилось сердце Владимира Высоцкого .

Попытки лучших врачей столицы вернуть жизнь признанному певцу и актеру оказались безнадежными .

К вечеру у дома на Малой Грузинской улицы стояли тысячи москвичей и гостей столицы. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке . Через два дня гроб с телом Высоцкого был установлен в Театре на Таганке . Москва прощалась с Гамлетом 20-го века .

«Высоцкий был замечательным артистом, поэтом, певцом- сказал о нем кинорежиссер С. Говорухин .- но главное –он был гражданином своей страны . Он выбрал трудный путь ,и до конца прошел его достойно» .

На одном из творческих вечеров народного артиста Михаила Ульянова спросили: «Как вы думаете, стал ли Высоцкий великим?» Ульянов, не задумываясь , ответил : «Конечно, стал таким как Разин, Пугачев».

Своими песнями он будил страну, народ . Его имя носит бульвар в Киеве . Миллионными тиражами выпущены диски песен , 1982 году в издательстве «Современник» вышла книга стихов «Нерв» . Народная артистка РСФСР Алла Демидова написала книгу «Владимир Высоцкий , каким помню и люблю».

Присуждение Владимиру Семеновичу Высоцкому Государственной премии СССР (посмертно) в 1987 году за создание образа капитана Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен – еще одно доказательство все народного признания его неповторимого таланта .

Высоцкий не умер, он и сегодня среди нас в песнях, в стихах, на экране .

Конечно, В. С. Высоцкий – прежде всего поэт! Что такое поэт? Непростой вопрос и на него очень трудно ответить . У нас огромное количество поэтов , и мы любим повторять , чтобы их было больше , хороших и разных . У нас много пишущих , на мало поэтов. На памяти моего поколения не было , на которого так бы откликнулась публика , как Владимира Высоцкого . Так откликнулась, с таким доверием отнеслась . С такой любовью и печалью проводила бы с этой земли…Значит , он был поэт . Я думаю , что понятие поэта и поэзии если можно так сказать , ходит ощущения простейших вещей , таких , скажем , как ощущение дома, вины ,совести ,то есть простых истин , но во многих поэтах это ощущение просто не живет . Маяковский и многие другие писали о том, что они должники. У меня такое чувство , что Высоцкий должником не был . Он долг свой выполнил полностью .

Я не люблю фатального исхода ,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года

В которое болею или пою



Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и еще

Когда чужой мои читает письма ,

Заглядывая мне через плечо.



Я не люблю , когда на половину

Или когда прервался разговор .

Я не люблю , когда стреляют в спину ,

Я так же против выстрелов в упор .

Я ненавижу сплетни виде версий,

Червей сомненья ,почестей иглу ,

Или когда все время против шерсти ,

Или когда железом по стеклу.



Я не люблю уверенности сытой ,

Пусть лучше уж откажут тормоза .

Досадно, мне коль слово «честь» забыто

И коль в чести навечно за глаза…

Я не люблю себя ,когда я трушу

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю , когда мне лезут в душу ,

Тем более когда в нее плюют …

2. Послушайте песни В. Высоцкого  здесь

3. Выберите 3 песни, которые не оставили вас равнодушными, напишите название песни, обоснуйте свой выбор( о каждой песне 2-3 предложения) 

Дз по желанию.  



Последнее изменение: Monday, 11 May 2020, 23:45